Облако меток

Особенности привлечения к ответственности за оборот некачественной продукции.

Опубликовал admin 14 Январь 2012 в рубрике Публикации в журналах. Комментарии: 1

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема привлечения лиц к уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности1. В связи с этим редакция обратилась к специалистам прокуратуры Хабаровского края, где успешно расследуются дела, возбужденные по ст. 238 УК РФ. В советский период практика применения ст. 157 УК РСФСР — выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, отсутствовала. С введением в действие УК РФ ей на смену пришла ст. 238 УК РФ, именуемая аналогичным образом. Обязательным условием привлечения к ответственности по данной статье было наличие последствий в виде причинения вреда здоровью человека. Квалифицированные составы также предполагали причинение такого вреда и отдельно — неосторожное причинение смерти (ч. 2 ст. 238 УК РФ). Однако привлечение к уголовной ответственности лица, виновного в выпуске или продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, было невозможно в отсутствие специального закона, устанавливающего основные требования к качеству услуг, работ и товаров. Таким актом стал Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». К сожалению, между данным Законом и действующей редакцией ст. 238 УК РФ наблюдаются существенные противоречия. Указанное обстоятельство объясняется тем, что Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов на утверждение депутатов поступил в период действия старой редакции ст. 238 УК РФ (от 09.07.99). Иначе невозможно объяснить тот факт, что в ст. 27 данного Закона в качестве основания для привлечения лица к уголовной ответственности указано обязательное наличие преступных последствий в виде заболевания, отравления или смерти в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов при отсутствии такого требования в действующей редакции УК РФ. Никто не станет отрицать факта конкуренции норм, исключающих друг друга. Это противоречие должно быть устранено законодателем. Статья 27 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов должна быть либо скорректирована в соответствии со ст. 238 УК РФ, либо полностью исключена. Данное умозаключение основано на том, что согласно ст. 1, 9, 11 УК РФ уголовная ответственность определяется только Уголовным кодексом. Требование соблюдать соответствующие положения УК РФ прокуратура Хабаровского края еще в 2000 г., после опубликования Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов поставила перед следственным аппаратом при решении вопроса о реализации в полном объеме уголовно-правовых норм, в том числе ст. 238 УК РФ. Представляется необходимым дать комментарий к ст. 238 и раскрыть особенности данного состава преступления. Ответственным за выдачу документов, удостоверяющих соответствие товара требованиям безопасности, может быть только специальный субъект — представитель органа, на который возложены предоставление или выдача таких документов. Статья 238 в современной редакции, как уже было указано, именуется «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Законодатель связал преступность деяния с нарушением требований безопасности жизни и здоровья человека, что было и в предыдущих редакциях УК РФ. Однако наступление вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо смерти человека фигурирует только в квалифицированных составах (п. «г» ч. 2 ст. 238 и ч. З ст. 238), в то время как ч. 1 ст. 238, п. «а», «в», ч. 2 ст. 238 УК РФ таких обязательных условий не содержат. Статья 238 является бланкетной и отсылает правоприменителя к нормативным актам, содержащим требования безопасности жизни и здоровья потребителей. В число этих актов входит упомянутый Закон «О качестве пищевых продуктов». Статья 238 подлежит реализации в сферах некачественного и опасного для жизни и здоровья оказания услуг, выполнения работ, сбыта товаров и продукции. Практически по данной норме УК РФ возможно привлечь к уголовной ответственности устроителей парковых аттракционов, подпольных упаковщиков различных пищевых продуктов, изготовителей продуктов питания и других товаров (не обязательно пищевых) при отсутствии лицензий и сертификатов на их производство, продавцов, сбывших некачественную продукцию, «народных» целителей различных направлений, лиц, осуществляющих перевозку и хранение некачественных товаров — практика Хабаровского края по реализации данной нормы достаточно обширна. Объектом преступления являются отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья населения. Предмет преступления — товары, продукция, работы либо услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а также официальные документы, удостоверяющие соответствие указанных в законе товаров и услуг требованиям безопасности. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет право потребителя пользоваться товарами (работами и услугами), безопасными для его здоровья и жизни. Требования безопасности отражены в стандартах качества соответствующей продукции, товаров, работ, услуг, сроках годности. Объективная сторона характеризуется действиями по производству, хранению, перевозке товаров и продукции, их сбыту, выполнению работ, оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, неполучению или неиспользованию официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Для установления признаков объективной стороны данного состава преступления в конкретном деянии следователю необходимо изучить федеральное законодательство и другой нормативный материал, выписки из которого приобщить к материалам дела. На начальном этапе необходимо, кроме вышеупомянутых Закона РФ «О защите прав потребителей» и Федерального закона «О качестве пищевых продуктов», изучить Закон РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Федеральный закон 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», другие нормативные акты в зависимости от предмета конкретного преступления. При подготовке постановления о привлечении в качестве обвиняемого следует использовать полученную информацию для изложения основных признаков преступного деяния. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое несет ответственность за производство, хранение, перевозку, сбыт товаров (продукции, работ, услуг). Ответственным за выдачу документов, удостоверяющих соответствие товара требованиям безопасности, по мнению автора, может быть только специальный субъект — представитель органа, на который возложены предоставление или выдача таких документов. При выдаче указанного документа ненадлежащим лицом речь идет о других составах преступления (превышение полномочий, служебный подлог, изготовление подложного документа). Субъективная сторона преступления — вина в форме прямого умысла: лицо осознает, что осуществляет действия с товарами, не отвечающими требованиям безопасности, предвидит возможные последствия и желает осуществлять такую деятельность. При этом для квалификации содеянного мотив и цель значения не имеют, хотя в ходе следствия эти обстоятельства должны выясняться. Чаще всего это корыстный мотив, стремление получить материальную выгоду, доход. В указанной норме закона четко прописаны квалифицирующие признаки данного состава преступления, подробно останавливаться на них нет необходимости, так как особых вопросов в правоприменении они не вызывают. В большинстве случаев преступления, квалифицируемые по указанной статье, не относятся к тяжким. Несмотря на это, сбор и закрепление доказательств по указанной категории дел представляет определенную сложность. Специфика обусловлена целями и мотивами субъекта преступления и направленностью его умысла. Естественно, что виновное лицо изначально оценивает ситуацию, в которой осуществляет незаконную деятельность, осознает преступность деяния, желает совершить такое преступление, скрывает от правоохранительных органов последствия противоправных действий, маскирует деятельность под легальную, создавая видимость успешного предпринимательства. Все это учтено законодателем. Не случайно расследование дел по данной статье, несмотря на незначительный размер санкции (максимально по ч. З ст. 238 УК РФ предусмотрено 10 лет лишения свободы), проводится в форме предварительного следствия органами прокуратуры. Раскрытие такого преступления и успешное расследование уголовного дела возможны только при взаимодействии органов, осуществляющих предварительное следствие, и органов, имеющих полномочия на реализацию положений Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об ОРД). Основу уголовных дел, расследованных прокуратурой Хабаровского края, в большинстве случаев составляют результаты оперативно-розыскных мероприятий, осуществленных в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД. В ходе следствия органы прокуратуры постоянно обращаются к помощи оперативных сотрудников, поручая им производство тех или иных оперативно-розыскных мероприятий и оперативного сопровождения по уголовному делу. Важными следственными действиями на начальном этапе расследования являются производство обыска по месту производства, хранения, сбыта и перевозки предметов преступной деятельности и документов, содержащих ценную для установления юридических фактов информацию. Материальных носителей информации о совершенном преступлении по делам указанной категории, как правило, достаточно. Важно уже на начальном этапе определить, что именно войдет в предмет доказывания по данному уголовному делу и каким образом осуществить процессуальное закрепление полученных доказательств виновности определенного лица в совершении данного преступления. Сопутствующими составами могут быть преступления, сопряженные с незаконным предпринимательством, легализацией денежных средств, использованием чужого товарного знака, и другие. Специальной литературы по вопросам расследования преступлений данной категории недостаточно. Это обстоятельство обусловлено обширностью отношений, защищаемых ст. 238 УК РФ. Не исключено, что со временем норма будет разбита на несколько составов уголовно наказуемых деяний. Лицо должно осознавать, что осуществляет действия с товарами, не отвечающими требованиям безопасности, предвидит возможные последствия и желает осуществлять такую деятельность. При этом для квалификации содеянного мотив и цель значения не имеют. На территории Хабаровского края уровень раскрываемости уголовных дел, возбужденных по ст. 238 УК РФ, достаточно высок. К данной публикации прилагаются рекомендации, разработанные для следователей прокуратуры Хабаровского края на первоначальном этапе применения ст. 238 по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконной реализацией фальсифицированной водки. В дальнейшем данная методика была использована при проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам о производстве, перевозке и сбыте икры рыб лососевых пород, сбыте лекарственных препаратов и др.

Первоначальные следственные и оперативнорозыскные мероприятия по уголовным делам, связанным с реализацией фальсифицированной алкогольной продукции. Расследование уголовных дел указанной категории не должно представлять особой сложности, хотя на практике работники следствия сталкиваются с определенными проблемами в области процессуального закрепления доказательств. Некоторые вопросы возникают при составлении постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В какой-то мере сложность обусловлена тем, что с поличным, как правило, задерживают лицо, непосредственно реализующее вредоносную продукцию (выполняющее работы или оказывающее услуги), которое не выдвигает защитительной версии, а сразу отказывается от дачи показаний. Анализ прокурорско-следственной практики и результатов применения Закона об ОРД позволяет разделить оперативно-розыскные мероприятия, являющиеся основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела, на три разновидности. Опираясь на эту классификацию, возможно предъявление определенных требований к документам, лежащим в основе постановления о возбуждении уголовного дела, а затем — и в основе постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

1. К первой разновидности относятся мероприятия, сопряженные с применением оперативными сотрудниками Кодекса РФ об административных правонарушениях. Осуществление мероприятий, направленных на раскрытие преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, предполагает на первоначальном этапе проведение оперативно-розыскной деятельности и оформление полученных результатов с помощью наблюдения без проникновения в жилище (п. 6 ст. 6 Закона об ОРД). Допустимо также наведение справок (п. 2 ст. 6), сбор образцов для сравнительного исследования (кроме сбора образцов в жилище или путем прослушивания телефонных переговоров) (п. З ст. 6); исследование предметов и документов (п. 5 ст. 6); отождествление личности (п. 7 ст. 6); оперативное внедрение (п. 12 ст. 6). Результаты таких мероприятий должны храниться в оперативно-поисковых делах. Их приобщение к материалам уголовного дела не обязательно. Установление «точки» реализации, например спиртосодержащей продукции, которая предположительно представляет опасность для здоровья, осуществляется в рамках ст. 27.10 КоАП РФ с участием понятых при изъятии приобретенной покупателем продукции. Покупатель в данном случае — незаинтересованное, постороннее лицо, случайно оказавшееся на месте преступления. В протоколе изъятия на основании ст. 27.10 КоАП РФ отражаются основные признаки, свидетельствующие о том, что данный товар не сертифицирован: особый способ упаковки, отсутствие товарного знака, других необходимых элементов и иные признаки, характерные для кустарного изготовления продукта. Такой протокол может служить поводом к осмотру места происшествия — той «точки», где осуществлена реализация опасного для здоровья продукта. С момента составления протокола изъятия считается возбужденным административное производство в отношении виновного лица. С одной стороны, привлечение лица к административной ответственности не лишает правоохранительные органы права возбудить уголовное дело при наличии признаков преступления; с другой стороны, привлечение к административной ответственности виновного лица не обязательно. В любом случае доказательственное значение и юридическая сила данного протокола сохраняются. К материалам проверки (или уголовного дела в дальнейшем) может быть приобщен также протокол об административном правонарушении. Производство осмотра места происшествия осуществляется в рамках УПК РФ в присутствии понятых, о чем составляется протокол. Желательно применение криминалистической техники. На последующем этапе, в трехдневный срок с момента осмотра места происшествия, проводится исследование продукции специалистом экспертно-криминалистического центра УВД на основании направления оперативного работника или следователя. Участники событий имеют право дать объяснения. К таким лицам относятся: продавец, сбытчик, перевозчик или переносчик, понятые и иные лица, ставшие очевидцами реализации вредоносной продукции. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в книге учета сообщений о преступлении. Он может быть подписан следователем или оперативным работником. Поводом к возбуждению уголовного дела в таком случае является данный рапорт, а основанием — все вышеописанные мероприятия, облеченные в соответствующую процессуальную форму: как административно-процессуальную, так и уголовно-процессуальную. Составляется план расследования, в котором предусматриваются в первую очередь, экспертные исследования всех вещественных доказательств, изъятых в ходе осмотра места происшествия, при необходимости — производство обыска или выемки у лиц, которые осуществляют незаконное предпринимательство или занимаются оптовым сбытом и поставками вредной продукции.

2. Ко второй разновидности доследственных мероприятий при раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, относятся действия, выполненные в рамках Закона об ОРД. Как и в первом случае, основным мероприятиям, направленным на сбор доказательств, должно предшествовать наблюдение (п. 6 ст. 6 Закона об ОРД), возможны наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение. Самым распространенным оперативным мероприятием по делам указанной категории является проверочная закупка (п. 4 ст. 6 Закона об ОРД). Она может осуществляться гласно и негласно. В Законе не указано, что проверочная закупка осуществляется только с участием лиц, пожелавших оказать содействие в проведении данного мероприятия. Но обеспечение участия незаинтересованных граждан желательно для реализации тактического приема, связанного с возможностью получить свидетельские показания об обстоятельствах производства проверочной закупки и установления лиц, причастных к реализации опасной для здоровья продукции. В роли покупателя может выступать любой гражданин, а также оперативный сотрудник. Однако по указанной причине рекомендуется использовать в качестве покупателя незаинтересованное стороннее лицо. Оперативный сотрудник ни в коем случае не может выступать в роли продавца. Результаты мероприятий, сопряженных с применением оперативными сотрудниками Кодекса РФ об административных правонарушениях, должны храниться в оперативно-поисковых делах. Их приобщение к материалам уголовного дела не обязательно. Далее по факту выявленного преступления отбираются объяснения очевидцев и участников проверочной закупки, лиц, реализующих опасную для здоровья продукцию, а также поставщиков и перевозчиков — в случае их установления. Рекомендуется при этом сверять сведения о личности с данными соответствующих документов во избежание оформления некачественного (порочного) доследственного материала. Полученный материал уже является достаточным основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Тем не менее при наличии явных признаков преступления необходимо безотлагательно провести осмотр места происшествия. Данное следственное действие по своим параметрам является универсальным. В ходе осмотра осуществляются изъятие вещественных доказательств, отыскание следов преступления и преступника, предметов, которые использовал преступник при совершении преступления, фиксируется обстановка места происшествия, применяются технические средства, в том числе поисковые. Следует отметить, что для производства данного следственного действия не требуется получение судебного решения и согласия граждан. При отсутствии реальной возможности провести осмотр места происшествия уголовное дело может быть возбуждено и без его производства. Изъятую при проверочной закупке продукцию необходимо направить на исследование. Справку специалиста с выводами, содержащими заключение об опасности для здоровья, следует приобщить к материалам проверки до принятия решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ. Поводом к возбуждению уголовного дела является рапорт следователя или оперативного работника, составленный в соответствии с приложением № 1 к УПК РФ. Необходимо помнить, что в документах, оформление которых осуществляется в рамках вышеуказанного Закона, до возбуждения уголовного дела не должно быть упоминания об участии понятых. Участие понятых — это процессуальная форма, допускаемая только УПК РФ и КоАП РФ. В рамках Закона об ОРД возможно участие «лиц, пожелавших оказать содействие». Участие понятых позволительно лишь в том случае, если оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в рамках возбужденного уголовного дела по поручению (в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) следователя. Изъятую при проверочной закупке продукцию необходимо направить на исследование. Справку специалиста с выводами, содержащими заключение
об опасности для здоровья, следует приобщить к материалам проверки до принятия решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ. Для признания впоследствии доказательств легитимными оперативно-розыскные мероприятия должны производиться в строгом соответствии с требованиями закона. В частности, допускаются только оперативные мероприятия, указанные в ст. 6 Закона об ОРД. Следует помнить, что оперативный эксперимент проводится при наличии оснований полагать, что речь идет о раскрытии (расследовании) тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 238 УК РФ); что применение некоторых технических средств в ходе ОРМ осуществляется только по решению суда; что некоторые материалы могут носить засекреченный характер и подлежат приобщению к делу только после вынесения постановления о рассекречивании.

З. К третьей разновидности относятся материалы, выделенные из другого уголовного дела. Объем их доследственной проверки определяется с учетом имеющейся в наличии объективной информации. Например, при расследовании преступления во время осмотра или обыска в помещении, жилище, хранилище, ином месте обнаружена и изъята фальсифицированная водка или иная продукция, признанная опасной для здоровья. В таком случае часть мероприятий, которая связана со сбором и легализацией первичной доследственной информации, естественно, не проводится. Выделенный материал рассматривается и изучается с точки зрения достаточности для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Практика показывает, что в первую очередь необходимо убедиться в сохранности вещественных доказательств и надлежащей их упаковке, а также принять меры к истребованию доказательств из хранилища оперативного органа. При отсутствии, утрате, порче доказательств, а также ненадлежащей упаковке уголовное дело возбуждать не рекомендуется. В таком случае постановление об отказе в возбуждении уголовного дела следует сопроводить вынесением представления о наказании лиц, виновных в несоблюдении требований УПК РФ и соответствующей Инструкции. Если в материалах не имеется нарушений, препятствующих принятию решения о возбуждении дела, то следователь прокуратуры составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт служит поводом, а выделенный материал — основанием для возбуждения уголовного дела. В дальнейшем по всем трем изложенным позициям составляется план расследования, в котором предусматриваются в первую очередь мероприятия, направленные на экспертное исследование имеющихся вещественных доказательств, и проводятся следственно-оперативные действия для полного и всестороннего исследования обстоятельств случившегося с соблюдением требований ст. 73 УПК РФ, других норм уголовно-процессуального законодательства. Последнее, но не менее важное для уголовного дела обстоятельство — установление личности виновного. Нередко по данной категории уголовных дел следователь не требует документы, удостоверяющие личность виновного, не устанавливает с достоверностью место его проживания, не принимает мер к дактилоскопированию и фотографированию подозреваемого лица и других причастных лиц. Такие ошибки непоправимы и приводят, как правило, к прекращению или приостановлению возбужденного дела. В деле в обязательном порядке должна находиться копия паспорта. При отсутствии документов личность виновного устанавливается путем запроса и приобщения к делу справки Ф-1 из паспортно-визовой службы. Прокурорско-следственной и судебной практике, к сожалению, известны случаи, когда обвиняемые выдавали себя за других лиц, что негативно сказывалось на окончательном решении по делу, в том числе на приговоре суда.

Данная статья опубликована

Журнал »Уголовный процесс»  №5 май 2005 г.

http://www.ugpr.ru/arhiv/5_mai_2005/topic49_osobennosti_privlecheniya_k_otvetstvennosti_za_oborot_nekachestvennoi_produkcii.html

Viewed 10374 times by 3877 viewers


К записи есть 1 комментарий

http://www.ugpr.ru/avtor45_galina_aleksandrovna_pysina.html
Эдесь электронный адрес всех статей, опубликованных в журнале «Уголовный процесс».



Оставить комментарий или два

Spam Protection by WP-SpamFree

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Обсуждение

  • гость: очень хорошие съемки ! Спасибо автору!
  • гость: Прочтено
  • гость: у каждого вида деятельности должен быть результат
  • гость: Поздравляем с новой профессией и желаем найти для себя...
  • admin: Прошу прощения за поздний ответ! Вам, конечно, следует...

Метки

Календарь

Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Мар »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031